СТАТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ САМОЛЕТА В БОКОВОМ ДВИЖЕНИИ. БОКОВАЯ БАЛАНСИРОВКА САМОЛЕТА, ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПЕРЕЧНОЙ И ПУТЕВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ

Боковая статическая устойчивость самолета характери* зует равновесие моментов рыскания и крена.

Предположим, что, обеспечив такое ріавновесие, летчик больше не изменяет положение органов управления. Если у сбалансирован­ного самолета, совершавшего установившийся прямолинейный полет без скольжения, под воздействием возмущений появится скольже­ние, то возникнут моменты креиа й рыскания (см. § 10.4) — боковое равновесие самолета нарушится.

Так как при скольжении возникают и рыскание и крен, то боко­вую статическую устойчивость условно разделяют на путевую или флюгерную статическую устойчивость — относительно оси ОУ и поперечную устойчивость — относительно оси ОХ.

Вводится также понятие путевой и поперечной статической управляемости, характеризующей условия балансировки самолета в боковом движении, градиенты расхода ручки (штурвала), педалей и усилия на них при изменении режима полета.

Боковая балансировка. самолета осуществляется отклонением элеронов и руля направления.

В качестве характерных установившихся режимов полета при балансировке самолета рассматриваются прямолинейный полет со скольжением, прямолинейный полет с несимметричной тягой и установившийся криволинейный полет.